Пурех в XVII столетии было небольшое селение, и назывался Макарьева Полуслободка. Село Пурех было пожаловано кн. Дмитрию Михайловичу Пожарскому еще в 1610 году царем Василием Шуйским, наряду с другими селами.
Село расположено на большой дороге Суздаль — Балахна, в 40 км от Балахны, т.е. на расстоянии однодневного перехода конного воза.
Пурех — первая остановка, ночевка в родном краю для возвращающегося с промысла местного торговца и последняя для того, кто отправляется на промысел в Поволжье. И как в этом случае не выпить на постоялом дворе чарочку-другую
″пуре″. При удаче в торговле или убытке тоже тянуло к чарочке. "Пурех" значит медовушное, бражное.
После освобождения Москвы в 1621 году Пожарский получает жалованную грамоту от царя Михаила Федоровича, которая документально подтвердила его права на Пуреховскую землю. На ней в 1622-1625 годах князь Пожарский Д. М. заложил и построил каменный мужской монастырь в честь Преображения Христова. Строителем храма являлся каменных дел подмастерье Филипп Иванов.
В реконструкции храма просматривается много этапов.
Этап первый – начало-середина XVII века.В вотчине Пожарских в 1647 году существует монастырь Макария Желтоводского и Унженского чудотворца, и в нем «… церковь каменная Преображения Христова, с папертями, о пяти верхах, не освящена. В церкви два придела: Евфимия Суздальского чудотворца, не освящен, да придел Макария Желтоводского и Унженского чудотворца, не освящен; да в исподе церковь с трапезою Успения Пресвятой Богородицы, да придел Александра Свирского чудотворца освящен, да к церкви приделана колокольня каменная, верх шатром…». Начатый строительством собор при Дмитрии Михайловиче, продолжает строиться при сыне князя Иване Дмитриевиче. При нем пристраивается придел Иоанна Предтечи (в честь его ангела). Алтари располагались: главный Преображенский – в храме, Евфимия Суздальского – в апсиде первого яруса, с правой стороны. Макария – в юго-восточном объеме. Успения в нижнем теплом храме. Александра Свирского – под приделом Макария. Иоанна – с северо-восточной стороны. Покрытие храма и придела Макария было позакомарным, притом конструкция свода не отвечала этому, и покрытие выполнялось по деревянной стропильной системе.
Этап второй XVII – начало XIX веков. По-видимому, в конце XVIII века переделали первоначальную колокольню – звонницу. Пятиглавый храм, по восточным углам – пределы. С северо-западной стороны возвышается на кубическом объеме высокая восьмигранная шатровая колокольня. Перекрыт храм четырехскатной крышей.
Этап третий середина XIX века.В 1854 году церковь сильно пострадала от пожара. Церковь каменная, 2-х этажная, с 2-мя колокольнями. Таким образом, постройку второй колокольни можно отнести к промежутку между 40-50 г.г. XIX столетия. В подобном виде храм просуществовал до 1873 г.
Этап четвертый – 1870-е годы, 1880-1883 г.г.В 1874 году начинается большая перестройка и расширение храма. в 1875 году построили окончательно трехъярусную колокольню, затем сломали две существующие колокольни и верхнюю галерею. Колокольню с храмом соединила обширная четырехстолпная трапезная. Сооружена она была в 1879 году. Но на этом перестройка церкви не прекратилась. По приходо-расходным книгам за 1880 по 1883 годы фиксируются довольно большие суммы, потраченные на ремонт храма. Натуральные исследования показали, что вновь построенная трапезная имела отличный от существующего фасад: Небольшие центральные окна по всем сторонам были растесаны и приобрели вид «византийских» На южном фасаде на первом ярусе были заложены остатки первоначальной галереи, в образовавшемся помещении устроили еще один престол. К 1883 году окончательно сложился архитектурный облик памятника, который в основном, сохранился до наших дней.На храме были заменены главы, силуэт которых нельзя назвать удачным. Расширили все оконные проемы, заложили перспективные порталы, полностью переделали придел Иоанна Крестителя. Вообще самые большие изменения фасада произошли на северной стороне: разобрали наружную стену древней галереи и сделали значительно больший по площади придел. Завершения над ним и глава выполнены из дерева с последующей обшивкой металлом. Здание оштукатурили прочной цементной штукатуркой, предварительно сбив кирпичный декор XVII века, покрасили в цвет светлой охры, подчеркнув декор и детали белым. На барабанах, которые после ремонта получили новый «русский» декор, в пространстве между тянутыми штукатурными полуколонками была выполнена живопись. Поле архивольтов также заполнилось сюжетной живописью.Интерьер на протяжении существования собора также менялся. Прежде всего, храм был славен святынями, находящимися в нем и пожертвованными князем Пожарским и членами его семьи. В «Церковных древностях» Нижегородской губернии особо отмечается икона Владимирской Божьей Матери, находившаяся с Пожарским в его походах, икона Казанской Божьей Матери, шитая по атласу первой супругой князя Прасковьей Варфоломеевной; Распятие Христа деревянное, обложенное серебряной оправою – «мерою в длину трех аршин». По преданию крест этот принесен был Дмитрием Михайловичем из Соловецкого монастыря по случаю моровой язвы. Пожалуй, наибольшую ценность представлял стяг Нижегородского ополчения 1612 года, который в 1826 году по просьбе Николая I был передан владелицей Пуреха графиней Марьей Александровной Дмитриевой-Мамоновой (дочерь фаворита Екатерины II) в московскую Оружейную палату.
В 80-г.г. XIX столетия территорию кладбища, окружавшую храм обнесли каменной оградой (частично с металлическими заполнениями), включающей в себя четверо ворот с калитками и построенную в 1884 году каменную часовню в память Александра II.
В настоящее время в Пурехе действует:
Музейная экспозиция "Пурех - вотчина князя Д.М. Пожарского",
создана и установлена в храме точная копия Животворящего Креста с частичкой подлинника,
установлен памятник кн. Д.М. Пожарскому,
обустроен Святой Казанский источник.
Комментариев нет:
Отправить комментарий